По всему миру в стадии разработки находятся проекты по декарбонизации металлургической, цементной и химической отраслей промышленности на сумму около 1 трлн долларов. Как правительства разных стран финансируют декарбонизацию металлургии.
Политолог Александр Мищенков соглашается, что для успешного перехода на «зелёную металлургию» потребуется поддержка со стороны правительств всех заинтересованных стран. В первую очередь из-за того, что производство «зелёной» стали обходится значительно дороже традиционной. Например, некоторые европейские эксперты заявляют, что себестоимость горячекатаного проката, произведённого с использованием «зелёных» технологий, выше на 200–300 евро за тонну, что снижает спрос на такую продукцию. Тем не менее, металлургия является одним из крупнейших источников выбросов углекислого газа, поэтому переход именно этой отрасли на «зелёные» технологии является важным элементом глобальной декарбонизации и будет продолжаться.
По словам эксперта, в США и Европе правительства активно поддерживают декарбонизацию металлургии через субсидии, налоговые льготы и инвестиции в инфраструктуру. Но данная опора развития отрасли неустойчива, как показывает опыт Евросоюза — энергетический кризис, нехватка инфраструктуры и нарастающее недовольство деиндустриализацией в ряде европейских государств станут очень сложной преградой на пути достижения поставленных целей. А ещё существенным препятствием глобальной декарбонизации может стать политическая воля нового хозяина Белого дома.
Господин Мищенков отмечает, что политическая программа обоих кандидатов в президенты США так или иначе затрагивала решение экологических вопросов, энергетики и климата. Дональд Трамп запомнился лозунгом «Drill, baby, drill!», которым он описал свой подход к наращиванию внутреннего производства нефти без оглядки на ущерб климату, связанный со сжиганием ископаемого топлива. Более того, новый американский президент неоднократно называл изменение климата «мистификацией». За время своего президентства администрация Трампа отменила около 100 экологических правил, которые защищали качество воздуха и воды, регулировали бурение нефтяных скважин, ограничивали использование токсичных веществ и защищали дикую природу. Следует ожидать продолжения наступления новой администрации на «избыточные» экологические инициативы.
Политолог обращает внимание на то, что и на недавнем саммите G20 в Рио-де-Жанейро страны-участники заявили об «имеющихся сложностях» с достижением целей устойчивого развития к 2030 году. И вряд ли новый президент США Дональд Трамп на уровне G7 и G20 будет поддерживать экологические декларации. Другой вопрос, что Россия теперь может строить свою экологическую повестку без оглядки на эти неформальные международные объединения. Вопрос только в расстановке приоритетов.
«Существует мнение, что глобальное потепление выгодно нашей стране с точки зрения освоения северных территорий и Северного морского пути, поэтому не следует ожидать активной поддержки проектов декарбонизации со стороны правительства», — рассуждает Александр Мищенков. Стало быть, российским металлургам стоит в первую очередь ориентироваться на свои экономические модели. Но если проект строительства в Нижегородской области электрометаллургического комплекса «Эколант» продемонстрирует успешность, это может стать хорошим «зелёным» ориентиром для отрасли в будущем.
Господин Мищенков отмечает, что политическая программа обоих кандидатов в президенты США так или иначе затрагивала решение экологических вопросов, энергетики и климата. Дональд Трамп запомнился лозунгом «Drill, baby, drill!», которым он описал свой подход к наращиванию внутреннего производства нефти без оглядки на ущерб климату, связанный со сжиганием ископаемого топлива. Более того, новый американский президент неоднократно называл изменение климата «мистификацией». За время своего президентства администрация Трампа отменила около 100 экологических правил, которые защищали качество воздуха и воды, регулировали бурение нефтяных скважин, ограничивали использование токсичных веществ и защищали дикую природу. Следует ожидать продолжения наступления новой администрации на «избыточные» экологические инициативы.
Политолог обращает внимание на то, что и на недавнем саммите G20 в Рио-де-Жанейро страны-участники заявили об «имеющихся сложностях» с достижением целей устойчивого развития к 2030 году. И вряд ли новый президент США Дональд Трамп на уровне G7 и G20 будет поддерживать экологические декларации. Другой вопрос, что Россия теперь может строить свою экологическую повестку без оглядки на эти неформальные международные объединения. Вопрос только в расстановке приоритетов.
«Существует мнение, что глобальное потепление выгодно нашей стране с точки зрения освоения северных территорий и Северного морского пути, поэтому не следует ожидать активной поддержки проектов декарбонизации со стороны правительства», — рассуждает Александр Мищенков. Стало быть, российским металлургам стоит в первую очередь ориентироваться на свои экономические модели. Но если проект строительства в Нижегородской области электрометаллургического комплекса «Эколант» продемонстрирует успешность, это может стать хорошим «зелёным» ориентиром для отрасли в будущем.