Александр Мищенков | Публикации в СМИ
2025-03-14 12:00 Политика и GR Добыча Металлургия Макроэкономика

«Дорожная карта» ведёт к редким землям

Cпустя почти восемь месяцев с момента утверждения Стратегии развития минерально-сырьевой базы (МСБ) России до 2050 года премьер-министр Михаил Мишустин распоряжением от 4 марта 2025 года №500-р согласовал план мероприятий по её реализации. Среди 57 пунктов этой «дорожной карты» 11 засекречены, остальные направлены на стимулирование геологоразведки, а также её информационное, научно-техническое, кадровое и экологическое обеспечение, повышение геологоизученности территории России и её континентального шельфа, замещение импортного оборудования и ПО.

10 марта в своём вступительном слове на оперативном совещании с вице-премьерами глава Правительства РФ отметил, что данный план мероприятий был разработан с учётом важности обеспечения в полном объёме текущих и перспективных потребностей российской экономики в стратегических видах полезных ископаемых при существенном сокращении зависимости от иностранных поставок. Особенно это актуально на фоне ускоренного развития промышленности, металлургии, химической индустрии и строительства, за счёт чего постоянно растёт потребность в редкоземельных металлах и другом сырье для развития приоритетных отечественных производств.

По мнению политолога Александра Мищенкова, утверждённая «дорожная карта» является важным отраслевым документом, который должен лечь в основу работы всех корпоративных отделов по связям с органами госвласти. Реализация интересов компаний сектора «Металлы и добыча» будет связана с тем, насколько глубоко и активно ими будут проработаны все публичные пункты плана реализации Стратегии развития МСБ.

При этом ему видится логичным акцент на редкие и редкоземельные металлы, что является этапом проработки идеи создания сырьевых альянсов, озвученной в сентябре 2024 года.
«Например, "литиевая гонка" и батарейные металлы — это не только коммерческая, но и в первую очередь политическая стратегия. Вопреки опасениям о замедлении энергоперехода, глобальный рынок электротранспорта демонстрирует рост. Ресурсы РМ и РЗМ ограничены, их источники известны, и в этих условиях великие державы ставят задачу получить над ними контроль», — заключает политолог.