Александр Мищенков | Публикации в СМИ

Россия смотрит во глубину зарубежных руд

Несмотря на стратегию развития минерально-сырьевой базы до 2050 года, Минприроды предложило идею создания сырьевых альянсов, благодаря которым восполнить резервы и участвовать в регулировании мировых рынков.

Политолог Александр Мищенков убеждён, что идея создания сырьевых альянсов имеет очень высокие шансы на успешную реализацию, так как полностью соответствует парадигме многополярного мира, построением которого наша страна занимается во многих сферах. Управление природными ресурсами и технологиями как инструментами внешней политики является, по его словам, «средней силой», мобилизуемой Россией наравне с культурным влиянием («мягкой силой») и военной мощью («жёсткой силой»).
«Предложение президента России "подумать" над ограничением поставок редких ресурсов является демонстративной угрозой, публичной демонстрацией арсенала перед Западом. Он может быть расширен или сокращён в зависимости от договорённостей с партнёрами России. Данная угроза манипулированием поставками редких ресурсов является процессом торга, когда на одной чаше весов — цена на нефть, которую планируют обрушить оба кандидата в президенты США, санкционное давление и разрешение Украине использовать ракеты вглубь территории России, а на другой — сырьевые альянсы и эскалация конфликта с НАТО», — объясняет эксперт.
На руку России и реализация идеи сырьевых альянсов в формате БРИКС, поэтому, скорее всего, этот вопрос будет включён уже в программу октябрьского саммита этого межгосударственного объединения в Казани. По мнению политолога, к упомянутому Минприроды кобальту в рамках производственных цепочек логично присоединить проекты «литиевой гонки» в Боливии и Аргентине. Также Россия является основным кандидатом на освоение литиевых месторождений в Иране.

В любом случае, всем крупным промышленным холдингам, которых может коснуться введение ограничений на торговлю редкими ресурсами, целесообразно разработать два плана действий: базовый — это поставки на Запад через цепочку посредников, увеличивающий издержки покупателя, но не производителя, и кризисный — переориентации поставок в условиях эмбарго на иные рынки, не связанные с «коллективным Западом».
«А в случае неспособности промышленников встроиться в государственную парадигму, они рискуют обратить на себя пристальное внимание чиновников. И инструменты влияния государства на несговорчивый бизнес известны — это принудительная редомициляция и деприватизация. В случае дефицитных стратегических ресурсов не исключено повторения сценария с Соликамским магниевым заводом, чьи акции были изъяты из частной собственности», — предостерегает Александр Мищенков.

17.03.2025: Суд передал государству ключевого производителя свинца и цинка ГМК «Дальполиметалл»
Политика и GR Макроэкономика Добыча