Введённые с 1 января новые правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре оказались не так эффективны для грузоотправителей, как им хотелось бы. По крайней мере, ассоциация «Русская сталь» уже в январе заговорила о необходимости приоритетной доставки продукции в адрес предприятий непрерывного цикла, а также грамотного решения вопроса с порожними вагонами, из-за скопления которых на подъездных путях предприятий и портов вывоз грузов на экспорт стал затруднён. Не получив никакого отклика от РЖД, лоббисты от сталеварения через месяц обратились в Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) за защитой от произвола госмонополии.
Зато уже точно известно, что с 1 января 2026 года должна заработать новая тарифная система РЖД, опирающаяся на так называемый прейскурант 10-01, построенный на основе экономической модели 80–90-х годов прошлого столетия. Необходимость перемен обусловлена тем, что доходы перевозчика от тарифов в последние годы были рассчитаны только на покрытие текущих расходов на содержание инфраструктуры, обеспечивая простое воспроизводство без дохода. И в госмонополии посчитали несправедливым, что в это же время экспортоориентированные грузоотправители из числа промышленных и сырьевых предприятий за счёт перекрёстного субсидирования перевозок получают прибыль, а в ряде случаев даже сверхприбыль.
Зато уже точно известно, что с 1 января 2026 года должна заработать новая тарифная система РЖД, опирающаяся на так называемый прейскурант 10-01, построенный на основе экономической модели 80–90-х годов прошлого столетия. Необходимость перемен обусловлена тем, что доходы перевозчика от тарифов в последние годы были рассчитаны только на покрытие текущих расходов на содержание инфраструктуры, обеспечивая простое воспроизводство без дохода. И в госмонополии посчитали несправедливым, что в это же время экспортоориентированные грузоотправители из числа промышленных и сырьевых предприятий за счёт перекрёстного субсидирования перевозок получают прибыль, а в ряде случаев даже сверхприбыль.
Политолог Александр Мищенков опасается, что любые поблажки для угольщиков всё равно не смогут перевесить негатив от изменения тарифной политики РЖД.
«Именно для угольных компаний, ориентированных на экспорт, введение прейскуранта 10-01 наиболее ощутимо. Также существенным бременем лягут на отрасль стоимость аренды и порожнего пробега полувагонов. Уже сейчас доходит до того, что из Китая угольные вагоны пытаются загрузить автомобилями. Хотя готовая металлургическая продукция и руда, направляемая на экспорт, тоже требует значительных затрат на услуги РЖД», — рассуждает он.
При этом эксперт полагает, что новая тарифная система с 1 января 2026 года будет введена без корректировок, а грузоотправителей убедят в справедливости новой тарифной политики перевозчика. Что не отменяет повторных обращений промышленников в министерства и ведомства за поддержкой и новыми преференциями, так как наступает время высокого риска разбалансировки бизнес-моделей экспортно-ориентированных компаний сектора «Металлы и добыча».