Александр Мищенков | Публикации в СМИ
2025-10-29 12:00

Временное недовольство сталеваров переплавляется в постоянное

Прошлогоднее разовое повышение тарифов РЖД для грузов решили повторить. Согласно предложению Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) индексация прейскуранта для порожних рейсов универсальных вагонов с 1 декабря 2025 года составит 10%, для контейнерных перевозок (за исключением перевозок в термических контейнерах) в 2026 году — 5%. Также предусмотрено сохранение действия коэффициента 1,1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава (полувагонов и платформ, а также крытых вагонов) на постоянной основе.

Разумеется, это решение дополнительно обременит металлургов, которые всё ещё рассматривают транспортировку своих грузов по железной дороге как приоритетную. Однако недовольный ропот сталеваров услышан не был. Впрочем, как и всегда.

Политолог и промышленный эксперт Александр Мищенков замечает, что тарифы РЖД — это одна из важных составляющих себестоимости товарной логистики любого крупного бизнеса в России. По железной дороге перевозятся не только металлопродукция, но и уголь, руда, удобрения, химические реагенты и нефтепродукты.

Конечно, было бы логично ограничить рост тарифов уровнем инфляции, но в нынешней форме бремя содержания стратегической инфраструктуры перекладывается государством на частный бизнес. Это модель мобилизационной экономики, отход от которой будет возможен после ослабления внешнего давления на страну. Другой вопрос, что пока другой сопоставимой по стоимости альтернативы железной дороге нет.
«Использование услуг РЖД позволяет во многих случаях избежать мультимодальной логистики и точнее рассчитывать себестоимость, при этом оставаясь экономически эффективным. Логистическое плечо от мест производства до конечного потребителя очень большое, альтернативный вариант — автотранспорт — также относительно дорогой.

Железная дорога удобнее для организации массовых потоков и крупных партий грузов, что снижает затраты на логистику в расчёте на тонну груза, — поясняет политолог.

— С 2022 у РЖД снижается грузооборот и растёт пассажирооборот, при этом 82% доходов за 2024 год "железка" получила именно от грузооборота. Другой вопрос, что предоставление услуг инфраструктуры РЖД всегда является убыточным, поэтому выпадающие доходы госмонополия компенсирует регулярным повышением тарифов, рост которых заметно опережает инфляцию»
* Не является рекомендацией к действиям. Эксперт не заявляет о достоверности выводов, а излагает личное оценочное суждение (мнение) на основе анализа открытых данных.
Госкорпорации Политика и GR